|
Организация инклюзивного
образования в д\с "Улыбка"
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это
дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.
Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с
разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой
и комплексными нарушениями развития.Получение детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим
обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями
здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших
задач государственной политики в области образования и
социально-экономического развития Российской Федерации.Задача
педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными
возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не
являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми
расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от
своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка
думать, размышлять, сопереживать.Все большее распространение
получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях
специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в
обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут
быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом
им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное
обучение. Если в дошкольное образовательное учреждение
поступают дети с ОВЗ, на уровне образовательного учреждения
обследованием занимаются специалисты (воспитатель,
учитель-логопед, медицинский работник), а воспитатель знакомится
с полученными ими данными.План
изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями
изучение медицинской карты ребенка; обследование физического
развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов
деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее Родителям предлагается пройти районную
психолого-медико-педагогическую комиссию, которая проводит
комплексное обследование детей с ограниченными возможностями
здоровья и (или) отклонениями в поведении, готовит рекомендации
по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и
определению форм дальнейшего обучения и воспитания детей.
На основании заключения районной ПМПК простраивается модель
профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ
(учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с
особыми образовательными потребностями и родителями.
Учитель-логопед:
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
составляет индивидуальные планы развития, адаптированные
программы;
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной
речи;составляет индивидуальные планы развития, адаптированные
программы;проводит индивидуальные занятия (постановка
правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их
автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную
речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических
процессов);консультирует педагогических работников и родителей о
применении логопедических методов и технологий
коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:Осуществляет музыкальное
и эстетическое воспитание детей;Учитывает психологическое,
речевое и физическое развитие детей при подбор материала для
занятий;Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:Осуществляет укрепление
здоровья детей;Совершенствует психомоторные способности
дошкольников.Воспитатель:проводит занятия
по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,
конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует
совместную и самостоятельную деятельность
детей;воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает
тонкую и общую моторику;организует индивидуальную работу с
детьми по заданиям и с учетом рекомендаций
специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);применяет здоровьесберегающих
технологии, создает благоприятный микроклимат в
группе;консультирует родителей о формировании
культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях
ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал: проводит лечебно-профилактические
и оздоровительные мероприятия;осуществляет контроль за
состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров,
за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Для
оптимального осуществления интеграции на этапе
дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия
воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную
среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной
деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный
и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному
участию детей в жизни коллектива.Одним из условий повышения
эффективности развивающей педагогической работы является
создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей
среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное
развитие всех видов детской деятельности, развитие высших
психических функций и становление личности
ребенка.Для большинства детей характерны моторные трудности,
двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что
требует внесения изменений в планирование образовательной
деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены
увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических
процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование
организационных форм образовательной работы: групповых,
подгрупповых, индивидуальных.Детям с ОВЗ необходим адаптационный
период. Адаптация—это часть приспособительных реакций
ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в
интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает
родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период
воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное
эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную
обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.Для
организации и проведения развивающих мероприятий необходимо
знать некоторые особенности дидактического материала. При
подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать
его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко
ощутимую тактильную поверхность.В соответствии с возможностями
детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При
планировании работы важно использовать наиболее доступные
методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о
рациональном выборе системы методов и отдельных методических
приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном
случае.В тех случаях, когда программа не может быть освоена
из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются
индивидуальные адаптированные программы, направленные на
социализацию воспитанников и способствующие нормализации
эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания,
игровых действий, предметной деятельности. Необходимо
также организовать активную работу с родителями. Методы могут
быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение
одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое
целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и
семьи будет положительный результат. Можно рассматривать
следующие формы работы:
Консультирование –
дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого»
ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были
помощниками для педагогов.
Дни открытых дверей –
родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за
работой специалистов.
Семинары-практикумы –
где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять
полученные знания на практике.
Проведение совместных праздников, где
родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать
совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей
с ограниченными возможностями здоровья образовательное
учреждение делают педагоги, способные реализовать особые
образовательные потребности детей данной категории. Это создание
психологической, нравственной атмосферы, в которой особый
ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает
право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было
желание работать с детьми с особыми вариантами развития,
помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно
реализовать свои личностные возможности |
|